Профориентационная игра «Мир профессий», 8-11 класс

Профориентационная игра для обучающихся 8- 11 - х классов  «Мир профессий»
Цель:   обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий. Задачи: Образовательные: — расширить знания учащихся о профессиях; — познакомить с новыми современными профессиями; — формировать интерес к профессиям; — расширение представлений о личностных качествах,  необходимых для освоения  желаемой профессии. Развивающие: — развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, — самостоятельность; культуру речи; — развивать коммуникативные способности при работе в группах; — развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе; — активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности. Воспитательные: — воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий; — воспитывать уважение к своим товарищам.   Оборудование и материалы:
  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • чистые листы формата А 4;
  • карточки-задания для команд;
  • маркеры.
  Предварительная работа с обучающимися: За десять дней до мероприятия классы получают задание: изучить выбранный тип профессии (человек – природа, человек – человек, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ), подготовить визитную карточку профессии или ряда профессий из выбранного типа (на 2-3 минуты). Общая продолжительность игры:  1ч. 30 мин. Ход мероприятия 1 ведущий.         Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня мы по традиции, уже в третий раз проводим ежегодную игру «Мир профессий». 2 ведущий.         Девиз нашей игры сегодня таков: «Истинное сокровище для людей – найти себя в труде». 1 ведущий. В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! 2 ведущий. Успешно ли сложится судьба личная  и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в   профессии? Как выбрать?  Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! Вместе. Давайте вместе попробуем заглянуть в мир  профессий. 1 ведущий. Мир профессий многогранен, всех их нам не перечесть,                                                        Но пойми, что для любого в этом мире место есть.                                                                 Быстро годы пролетают, мы взрослее хотим стать.                                               Незаметно так приходит твое время выбирать! 2 ведущий. Важна всякая работа— на полях и за станком,                                                          Помни: каждый человек славен лишь своим трудом!                                                    Повар, плотник и актриса, парикмахер, продавец.                                                    Космонавт и стоматолог, композитор и певец.                                                                И сегодня здесь ты сможешь очень многое узнать,                                                           И поэтому хотим мы всем удачи пожелать! 1 ведущий. Все классы получили предварительные задания – изучить выбранный тип профессии, подготовить визитную карточку профессии или ряда профессий.  Итак, первое конкурсное задание «Презентация профессии». 2 ведущий. Говорят, что в мире существует около 10 тыс. профессий и 40 тыс. специальностей. Для того чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов. 1 ведущий. Первый тип: человек — природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда. И мы передаём слово команде … класса. Выступление команды … класса. 2 ведущий. Второй тип: человек — техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.  На сцену приглашается команда … класса. Выступление команды … класса. 1 ведущий. Третий тип: человек — человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности — воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец. Перед нами команда … класса. Выступление команды … класса. 2 ведущий. Четвертый тип: человек — знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.  Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.  Слово команде … класса. Выступление команды … класса. 1 ведущий. Пятый тип: человек — художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др. Мы ждём выступления команды … класса. Выступление команды … класса. 2 ведущий. Следующий конкурс «Разминка». Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
  1. Самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  2. Самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  3. Самая волосатая (парикмахер)
  4. Самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  5. Самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
  6. Самая смешная (клоун) )
  7. Самая серьёзная (атомщик)
  8. Самая умная (учёный, профессор)
  9. Самая зубастая (стоматолог)
  10. Самая начитанная (библиотекарь)
  11. Самая высокая (монтажник-высотник)
  12. Самая быстрая (гонщик)
  13. Самая техническая (инженер-конструктор)
  14. Самая смелая (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
  15. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
1 ведущий. Уважаемые команды следующее конкурсное задание «Доска объявлений». В визитной карточке вы представили выбранную вами профессию. Представьте, что вы – дипломированный специалист и ищете работу. Ваше задание: в течение 5 минут составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной профессии или специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист. Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления. 2 ведущий. Ребята, попытайтесь угадать, о каких профессиях идет речь и к какому типу они относятся? — Московское время 10 часов 15 минут. — Открой рот и скажи «А-а-а». — Ваша сдача 10 рублей. — Тема сегодняшнего урока «Зима». — Кому добавки? — Ловись, рыбка, и большая, и маленькая. — Для работы мне понадобятся альбом и краски. — Молодцы! 2 ведущий. Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными? Следующий конкурс так и называется «Профессионально важные качества».  (Приложение №1) Сейчас вам будут представлены профессия в соответствии с выбранным вами типом и профессионально важные качества. Вам нужно выяснить, какие качества необходимы для данной профессии.  1 ведущий. Конкурс «Профлото». (Приложение №2) У меня в руках карточки-подсказки с описанием определенной профессии. Представитель от команды вытягивает первую карточку-подсказку. По этой подсказке команда должна решить, о какой профессии идет речь. Всего 5 подсказок. Если команда не может дать ответ, то берет вторую подсказку и т.д. Если команда дала правильный ответ после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после 2 подсказки — 4 балла, после 3 — 3 балл, после 4 — 2 балла, после 5 — 1 балл. Успех во многом зависит не только от знаний участников игры, но и от умений работать в команде. Время для обсуждения — 1 мин.  ЭКОЛОГ
Этот специалист так формулирует современный способ использования живых ресурсов природы — брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой. 5 БАЛЛОВ
Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, любит все живое, готов защищать природу, наблюдателен 4 БАЛЛА
Этот специалист констатирует: Но жадность сжигает людей иных Раньше, чем им довелось родиться. И люди порою «братьев меньших» Не бьют, а «гуман6но» лишь грабят их, Грабеж — это все-таки не убийство 3 БАЛЛА
Проводит количественные учеты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках 2 БАЛЛА
Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибло около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засорялось 55 га леса 1 БАЛЛ
  МЕНЕЖДЕР ПО РЕКЛАМЕ
Цель данного специалиста — продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь 5 БАЛЛОВ
Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них — потерей работы. 4 БАЛЛА
Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги 3 БАЛЛА
Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу. 2 БАЛЛА
Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. 1 БАЛЛ
  ЖУРНАЛИСТ
Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, дает оценку ситуациям 5 БАЛЛОВ
Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъемки. 4 БАЛЛА
Участвует в пресс-конференциях, в различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров и т.п. 3 БАЛЛА
Сотрудничает с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами и т.п 2 БАЛЛА
Местом его работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. 1 БАЛЛ
  БУХГАЛТЕР
Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а какие на — расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000. человек 5 БАЛЛОВ
Им должен быть учтен каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде 4 БАЛЛА
Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции 3 БАЛЛА
Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговоркой «Деньги счет любят» 2 БАЛЛА
Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста — балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 г. 1 БАЛЛ
  ПИЛОТ
Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют форму, им вверяют свою жизнь многие люди 5 БАЛЛОВ
От специалиста этой профессии требуется отличное здоровье. Эти специалисты ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль вех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами 4 БАЛЛА
У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность 3 БАЛЛА
Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готовым работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие к людям 2 БАЛЛА
Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты, Ну а девушки, а девушки потом 1 БАЛЛ
  2 ведущий. Молодцы! Вы верно назвали профессии, а теперь «Задача для профессионала».  (Приложение №3) Каждой команде предстоит решить задачу, связанную с профессией, которую они отгадывали. Команда получает карточку с задачей. Необходимо решить предложенную задачу. Время на обсуждение — 5 минут. Оценивается полнота ответа, аргументированность, творческий подход. Максимальный балл — 5.
Ситуация для эколога Поясните с точки зрения эколога каждую строчку: ·         эти, Байкал загубили которые, ·         только в Байкале живут эпишура, тюлень и: ·         надо, чтоб его воду не целлюлозило.
Ответ: эти — люди, 2 строчка — эндемики, 3 строчка — чтоб закрыли или перепрофилировали БЦБК.
 
Ситуация для менеджера Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?
Ответ: учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно увеличенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей.
 
Ситуация для пилота Полет воздушного судна состоит из нескольких этапов: взлет, набора высоты, горизонтального полета по маршруту, снижение, посадки. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как ты думаешь, какие и почему?
Ответ: взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы.
 
Ситуация для бухгалтера Доход семьи состоит из зарплаты родителей — 6 тыс. раб, пенсии бабушки — 1,5 тыс. рублей и стипендии дочери — 500 руб. расходы на питание составляют 3 тыс. руб., на оплату жилья, света — 800 руб., на проезд в транспорте — 600 руб. на мед. обслуживание — 1000 руб. дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, а они стоят 2800 руб. будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен или профицитен, если сапоги купят?
Ответ: дефицитен на 200 руб., т.е. на 2,5 %.
 
Ситуация для журналиста Главный редактор пригласил вас к себе и, передав факты о злоупотреблении властью на заводе его директором, попросил написать об этом в сатирической форме. На следующий день вы принесли: а) очерк, б) репортаж; в) памфлет; г) шарж; д) статью; е) открытое письмо.
Ответ: памфлет.
  1 ведущий: А у нас игра «Кто больше знает профессий?» — назовите профессии, относящиеся к вашему типу. Примерные ответы: Человек – природа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Человек – техника:  водитель, слесарь, инженер,  конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий. Человек – человек: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер. Человек – знаковая система: бухгалтер, ученый, экономист,  математик, программист, нотариус. Человек – художественный образ: Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, менеджер по рекламе, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф. 2 ведущий: Следующий конкурс «Один рабочий день». Вам необходимо составить рассказ о типичном дне одного работника из выбранного вами типа профессий, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок… 1 ведущий. Люди многих профессий носят форменную одежду. А на ней почти всегда есть форменные пуговицы. Эти пуговицы отличаются от обычных тем, что на них что-то изображено: якорь — у моряков, крылышки — у летчиков, парашют — у десантников. Представьте, что муниципалитет одного города принял решение одеть в форменную одежду представите­лей некоторых профессий (профессию выбираете сами из представленного вами типа). Новую красивую форму для них уже сшили, а вот форменные пуговицы еще не изготовили. Попробуйте нарисовать эскиз этих пуговиц. Итак, конкурс «Форменная пуговица».   2 ведущий. Наша игра подошла к концу, пока жюри подводит итоги, просим вас принять участие в шуточном тесте. Все вы смотрели  мультипликационный фильм про Винни — Пуха и его друзей. Посмотрите на слайд и подумайте, с кем из героев вы себя ассоциируете. (Приложение №4) 1 ведущий: А сейчас слово предоставляем жюри.                                                   Ребята, мы поздравляем вас с победой и просим ответить на несколько вопросов, размещённых на доске.
  • Узнал ли ты что-то новое в ходе игры?
  • Понравилась, как работала команда? Каким образом принимали решение?
  • Самый интересный этап игры. Почему?
(Ребятам выдаются стикеры различного цвета, которые они приклеивают на дереве настроения, предварительно выразив свое мнение).  1 ведущий.          И в заключении, хочется всем сказать:                     Профессий в мире много разных и интересных,                     Ярких и увлекательных.                     Не так уж важно, какую из них, выберете вы,  Самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!                     Ведь каждая профессия полезна для нас самих,                     Для общества, для страны, в которой мы живем.  2 ведущий. Главное, что должно объединить нас всех, людей, самых разных профессий —  это наша человеческая сущность, наша доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, перед своими детьми, а значит, перед будущим своей страны, с гордым названием РОССИЯ!  Вместе.   Успехов всем, до новых встреч! Список литературы
  1. Миронова Т.Н. Игра «Профлото»// Классный руководитель — 2000 — №6
  2. Смирнова Е.Е. На путик выбору профессии. — СПб.: КАРО, 2003г
  3. Шмидт В. Р., Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс,. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд. «Панорама», 2006.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.
  6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Профориентационная работа в школе: метод. пособие/ Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. –М.: Просвещение, 1991.
  9. Ресурсы сети Интернет
  10. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.